РЕЗУЛЬТАТЫ СЕДЬМОЙ ФОКУС-ГРУППЫ «МОНИТОРИНГ ИЗМЕНЕНИЙ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ, СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ В УКРАИНЕ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ»
09 декабря 2022 года Ассоциация таможенных брокеров Украины провела фокус-групповую дискуссию относительно действующих условий осуществления экспортно-импортных операций, оформления транзитных грузов в системе NCTS, правил ведения таможенно-брокерской деятельности.
По мнению участников дискуссии, процесс оформления грузов в режиме экспорт не изменился с началом действия на территории Украины военного положения. Однако стоит отметить, что специализация опрошенных экспертов — это импорт грузов.
Более активное обсуждение вызвала процедура оформления грузов в режиме «импорт». Основной вопрос, который, по мнению участников ФХД, требует немедленного решения — это определение таможенной стоимости и количество таможенных досмотров, которые сейчас инициируются таможенными органами. Насущную актуальность указанных вопросов доказывает то, что в дискуссии принимали участие таможенные брокеры, которые работают с крупными импортерами продукции с прозрачными этими новыми предложениями. Причины таможенных досмотров, по мнению участников, зачастую алогичны и приводят к задержке доставки грузов и дополнительным расходам, особенно в случае необходимости таможенного досмотра перед выходными днями.
Задержки в оформлении импортных операций происходят также в связи с объективными причинами — воздушные тревоги, отключение света (не все таможенные посты оснащены средствами бесперебойного питания). Одним из предложений от участников дискуссии является предоставление доступа таможенникам в программу «Инспектор-2006» вне рабочего времени. Это даст возможность оперативного оформления грузов, учитывая аварийные и плановые отключения света.
Таможенные брокеры надеются на определение и применение критериев доверия таможни к крупным импортерам. Это предусматривает осуществление таможенного оформления товаров без таможенных досмотров однако с возможностью в любой момент сделать аудит с целью проверки осуществленных оформлений. Такая система успешно работает на территории стран ЕС, при этом без обязательного требования получения статуса уполномоченного получателя или авторизованного экономического оператора.
Вопрос подтверждения таможенной стоимости не является оперативным. Ведь представители таможенных органов, которые согласовывают таможенную стоимость, могут несколько дней отсутствовать, что приводит к задержкам в доставке груза. Негативной практикой является принятие на финальном этапе таможенного оформления неожиданного решения о повышении таможенной стоимости. К сожалению, участники дискуссии неоднократно сталкивались с такими вызовами и в течение полномасштабной войны.
О работе «единого окна»: один из участников дискуссии подчеркнул о сохранении весомого влияния человеческого фактора при проведении пищевого контроля. Речь шла о том, что на одном таможенном посту контроль может быть осуществлен быстро и без дополнительных требований, а на другом — такой же товар оформляется исключительно при условии предоставления дополнительных документов, что значительно усложняет и задерживает процесс таможенного оформления и логистику в целом.
Проблемой остается подтверждение таможенной стоимости для товаров китайского происхождения: даже при наличии необходимых подтверждающих документов таможенную стоимость таможенники довольно часто определяют по резервному методу.
Участники дискуссии сходятся в том, что необходимо на законодательном уровне определить исчерпывающий перечень документов, которые обязательно предоставляются для подтверждения таможенной стоимости товаров и который гарантированно сделал невозможным безосновательное повышение таможенной стоимости представителями таможни.
Таможенные брокеры считают, что действительным упрощением является оформление товаров по декларациям типа ЕА. Так что нет смысла прекращать их применение. В перспективе вместо ЕА планируется применение декларации типа АА при условии оформления декларации Т1 европейским гарантом. Но необходимым условием является заезд машины на терминал, что нивелирует упрощение. Остается актуальным и вопрос стоимости оформления Т1. Ведь европейские гаранты предлагают очень высокие цены за оформление Т1 из-за продолжения военных действий на территории Украины.
Относительно взаимодействия с таможенными органами участники отметили, что в первые месяцы войны взаимодействие с таможенными органами происходило оперативно и качественно. Особенно это касалось оформления грузов для Министерства обороны Украины. Участники дискуссии подчеркнули скорость работы таможенных инспекторов в МАПП «Порубное». Сейчас создается впечатление, что война уже закончилась и задержки в оформлениях имеют тенденцию к возвращению.
Относительно получения статуса АЭО и других упрощений, связанных с международным применением системы NCTS: бизнес понимает безусловные преимущества и упрощения, однако обращает внимание на непонятность процедуры и сложность заполнения анкеты самооценки и получения упрощений для большинства предприятий Украины, отмечая, что перечень предприятий, которые уже являются АЭО в Украине слишком ограничен. Также мнение участников дискуссии едино — все упрощения доступны для крупных предприятий, а не для малого бизнеса.
От профильных Ассоциаций бизнес ожидает содействия и помощи в получении упрощений, которые предоставляет АЭО. Объединение и защита интересов таможенных брокеров должно осуществляться прежде всего через активные действия со стороны профессиональных Ассоциаций.
Такие фокус-групповые дискуссии АМБУ планирует проводить ежемесячно с целью мониторинга изменений в таможенной сфере, связанных с введением в Украине военного положения.
Если Вы хотите присоединиться к обсуждению — направьте нам запрос на e-mail: info@ambu.org.ua, или позвоните: +380953046894
Будем рады видеть Вас среди участников наших следующих мероприятий.
Telegram | Facebook | Site | Linked In
Эта публикация была подготовлена в рамках проекта Поддержка «Общественной инициативы «За честную и прозрачную таможню» при содействии Европейского Союза, который реализуется Институтом экономических исследований и политических консультаций. Содержание этой публикации является исключительной ответственностью Ассоциации таможенных брокеров Украины и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.