РЕЗУЛЬТАТЫ ВТОРОЙ ФОКУС-ГРУППЫ «МОНИТОРИНГ ИЗМЕНЕНИЙ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ АГРЕССИИ ПРОТИВ УКРАИНЫ»

18 мая 2023 года Ассоциация таможенных брокеров Украины провела вторую в этом году фокус-групповую дискуссию относительно действующих условий осуществления экспортно-импортных операций, оформления транзитных грузов, взаимодействия с представителями Гостаможслужбы.

Участники дискуссии — таможенные брокеры и эксперты по таможенному делу, обсуждая тенденции ВЭД в течение последних нескольких месяцев, отметили отсутствие значимых изменений. Это касается как направлений экспорта и импорта товаров, так и логистических вызовов по их осуществлению.

В связи с военной агрессией России в Украине подавляющее большинство оформлений товаров осуществляется на границе Украины/ЕС в международных автомобильных пунктах пропуска (МАПП). Нагрузка на западную границу Украины является немалой, а пропускная способность международных автомобильных пунктов пропуска остается одной из насущных проблем.

До начала военной агрессии России в Украине объемы оформлений грузов на автомобильных пунктах пропуска были в три раза меньше. Начиная с мая 2023 года, пропускная способность ухудшилась в связи с протестами со стороны Польши. Сначала протестовали производители сельскохозяйственной продукции (сои, пшеницы), сейчас — перевозчики, поскольку для европейских перевозчиков остались квоты на разрешения со стороны Украины, в отличие от украинских перевозчиков, для которых Европейские страны отменили разрешительную систему с 24 февраля прошлого года.

Ситуация на автомобильных пунктах пропуска несколько улучшилась в связи с работой электронной очереди, однако это не решает проблему загруженности. Уже неделю электронная очередь работает в тестовом режиме на пунктах пропуска «Рава-Руська», «Краковец», «Порубное», «Ужгород». Ранее она работала только в МАПП «Ягодин». Вблизи границ созданы площадки для автомобилей, но они очень малы, рассчитаны максимально на 200 машин. Самый проблемный пункт пропуска с наибольшей очередью — МАПП «Ягодин», где ориентировочное время оформления одной машины — 1 час. Учитывая длину очереди, которая в настоящее время составляет 35 км, ни один электронный механизм не способен решить проблему такого масштаба.

Сейчас решается вопрос пропуска по отдельному коридору машин, следующих в другие страны и не попадают под ветеринарный, фитосанитарный контроль. Для них все нормы нетарифного регулирования будут применяться по месту назначения.

Предложения по улучшению ситуации на автомобильных пунктах пропуска (граница со странами ЕС):

— расширить пропускную способность пунктов пропуска за счет развития инфраструктуры;

— предоставить возможность осуществления совместного таможенного и пограничного контроля по примеру пунктов пропуска на границе Украина-Молдова (МАПП «Паланка»). Здесь общее время оформления одного автомобиля обычно не превышает 30 минут.

Основная проблема, которая, по мнению участников ФХД, требует немедленного решения — это определение таможенной стоимости. Сегодня указанная процедура остается максимально непрозрачной, содержит коррупционную составляющую. Бизнес направляет усилия на подтверждение таможенной стоимости по осуществленным оформлениям — держит контакт с работниками ГТСУ и имеет положительные результаты — один из участников группы отметил ситуацию корректировки таможенной стоимости в пользу импортера.

Участники группы обратили внимание, что оформление товара в режиме «импорт» часто происходит «по таблицам». То есть представители таможенных органов используют имеющиеся табличные данные и принимают решение по поводу таможенной стоимости на конкретно ввозимый товар, что выполняет, по мнению представителей бизнеса, прежде всего функцию наполнения бюджета.

Таможенные брокеры не удовлетворены функционированием Автоматизированной системы анализа и управления рисками (АСАУР). Практический пример ее неэффективности: представители международной логистической компании работали над оформлением товара по государственному соглашению между Европейским Союзом и Украиной — Елампочки. Было ввезено 180 авто с лампочками и из них почти 170 попали на таможенный досмотр. Однако по таким поставкам таможенные платежи не уплачиваются согласно Постановлению Кабмина. На таможню писали письма — однако система рисков продолжала срабатывать.

Относительно взаимодействия с таможенными органами участники отметили, что качество коммуникации зависит от региона таможни. Есть таможни, где вопросы решаются быстро и на высоком уровне, а есть ситуации, когда наоборот взаимодействие происходит довольно медленно и неэффективно (вопросы, которые возникают: непонятные направления на таможенный досмотр, инициация таможенного досмотра в конце временного регламента оформления машины, затягивание таможенных оформлений грузов). Отдельно бизнес отмечает высокий уровень качества коммуникации с представителями центрального аппарата ГТСУ.

Представители бизнеса видят решение проблемы в возможности ведения коммуникации по каждому таможенному оформлению с инспектором в режиме онлайн, что дало бы возможность оперативного предоставления дополнительных документов для подтверждения таможенной стоимости при необходимости, а также предоставления разъяснений по запросу инспектора.

 

Такие фокус-групповые дискуссии АМБУ планирует проводить в дальнейшем регулярно с целью мониторинга изменений в таможенной сфере, связанных с введением в Украине военного положения.

Если Вы хотите присоединиться к обсуждению — направьте нам запрос на e-mail: info@ambu.org.ua, или позвоните: +380953046894

Будем рады видеть Вас среди участников наших следующих мероприятий.

Telegram | Facebook | Site | Linked In

 

Эта публикация была подготовлена в рамках проекта Поддержка «Общественной инициативы «За честную и прозрачную таможню» при содействии Европейского Союза, который реализуется Институтом экономических исследований и политических консультаций. Содержание этой публикации является исключительной ответственностью Ассоциации таможенных брокеров Украины и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.