22 сентября 2023 года Ассоциация таможенных брокеров Украины провела четвертую в этом году фокус-групповую дискуссию относительно действующих условий осуществления экспортно-импортных операций, оформления транзитных грузов, взаимодействия с представителями Гостаможслужбы.
Участники дискуссии — таможенные брокеры, обсуждая тенденции ВЭД в течение последних нескольких месяцев, отметили отсутствие значимых изменений. Это касается как направлений экспорта и импорта товаров, так и логистических вызовов по их осуществлению.
В связи с военной агрессией России в Украине подавляющее большинство оформлений товаров осуществляется на границе Украины/ЕС в международных автомобильных пунктах пропуска (МАПП) и железнодорожными путями.
За последние два месяца участники фокус-группы отметили рост количества экспортных операций, которое связано с сезоном сбора и вывоза аграрной продукции. Основными странами экспорта остаются страны Европейского Союза, Молдова, Турция, Израиль, США, Ливан.
Таможенные брокеры отметили низкую эффективность работы электронной очереди. Ведь на практике этот механизм часто не ускоряет прохождение границы, но даже тормозит. По мнению участников, поочередный подъезд машин в определенное время несколько задерживает оформление, так как в живой очереди за это время теоретически могло бы оформиться больше машин. Ускоренное прохождение границы предусмотрено для транспортных средств, перевозящих скоропортящуюся продукцию. Однако на практике такое преимущество не всегда работает.
Наличие значительных очередей и задержек, связанных с прохождением корону, обусловливает рост стоимости фрахта, а иногда и отказа перевозчиков брать загрузки по определенным направлениям.
Необходимость пломбирования товара и невозможность проведения этой процедуры в международных автомобильных пунктах пропуска приводит к немалым очередей в ближайших терминалов вблизи западной границы (в г. Львов например). Загруженность терминалов в восточных регионах (г. Запорожье) значительно меньше. Ведь подавляющее большинство товара хранится вблизи границы со странами ЕС.
Процедура оформления товаров отличается по регионам Украины. По мнению участников ФХД, отсутствие унифицированных требований к перечню документов, необходимых к предоставлению представителями бизнеса, является весомым препятствием для преодоления коррупции на таможне и формирования действительно рыночных конкурентных условий деятельности таможенных брокеров, субъектов ВЭД и т.д.
Основная проблема, которая, по мнению участников ФХД, требует немедленного решения — это определение таможенной стоимости. Существующая процедура остается максимально непрозрачной, содержит коррупционную составляющую. Бывают ситуации, когда на один и тот же товар разными таможнями по-разному определяется таможенная стоимость. Таможенные брокеры уверены, что у Государственной таможенной службы Украины имеются инструменты для урегулирования вопроса определения таможенной стоимости путем введения унифицированного и понятного подхода к ее определению. Для этого нужно прежде всего политическое решение на самом высоком уровне.
Бизнес настороженно ожидает изменения, запланированные на ноябрь 2023 года, а именно — отмену деклараций типа ЕА. С 7 ноября 2023 года вводятся требования обязательного заезда на терминал для компаний, которые не имеют упрощений. Стоит заметить, что упрощение смогут получить далеко не все компании в связи со сложностью процесса и высокими требованиями к бизнесу. Для своих компаний таможенные брокеры не видят очевидных преимуществ в получении статуса АЭО-Б и AEO-С.
Многие представители бизнеса в полной мере не понимают как система будет работать в дальнейшем в связи с упомянутыми изменениями. Таможенные брокеры предполагают, что северные и восточные регионы Украины (Черниговская, Харьковская, Запорожская области) останутся без работы, так как по условиям страховых договоров перевозчики в основном ограничены в передвижении по территории Украины. Впрочем, на терминалы вблизи границы с ЕС и Молдовой нагрузка будет чрезмерной.
Таможенные брокеры подняли вопрос о длительной процедуре прохождения границы в МАПП «Орловка» для экспресс-перевозчиков. Оформление таких перевозчиков происходит по отдельной процедуре (в определенном кабинете, отдельным инспектором) и является слишком затянутой во времени, поскольку происходит только днем. Участники считают, что отделять оформление экспресс-перевозчиков от других нецелесообразно, поскольку такая процедура не ускоряет оформление на границе.
Участники группы обратили внимание, что оформление транспортных средств в режиме «импорт» часто происходит «по таблицам». То есть представители таможенных органов используют имеющиеся табличные данные и принимают решение по поводу таможенной стоимости на конкретно ввезенную машину. Это вызывает много нареканий со стороны бизнеса. Например, по такой схеме не учитываются неисправности транспортного средства, которые могут значительно влиять на его цену.
При оформлении транспортных средств таможни ориентируются также на свои базы данных. Это означает, что если какая-то марка машины предварительно была оформлена по завышенной цене, это будет влиять на определение таможенной стоимости при дальнейших оформлениях машин той же марки. Ожидания бизнеса — обоснованный и прозрачный подход к определению таможенной стоимости.
Относительно взаимодействия с таможенными органами участники отметили, что с началом войны коммуникация бизнеса и представителей таможни улучшилась. Отмечают заинтересованность таможенных инспекторов способствовать работе бизнеса, помогать субъектам хозяйствования. Однако не хватает уровня квалификации кадров из-за их высокой мобильности и обновления. Многие опытные представители таможни уволились, в т.ч. из-за мобилизации.
Когда происходят изменения в законодательстве, вводятся нововведения, решения инспекторами на местах принимаются слишком медленно, в т.ч. из-за ожидания указаний и разъяснений от центрального аппарата ГТСУ. Для преодоления этих препятствий, по мнению участников фокус-групп, необходимо повышать уровень квалификации сотрудников региональных таможен. В том числе заранее проводить разъяснительные мероприятия относительно нововведений в законодательстве, порядка осуществления оформления товаров в различных таможенных режимах с участием представителей региональных таможен с целью обеспечения унифицированного подхода на всей территории Украины.
Такие фокус-групповые дискуссии АМБУ планирует проводить в дальнейшем регулярно с целью мониторинга изменений в таможенной сфере, связанных с введением в Украине военного положения.
Если Вы хотите присоединиться к обсуждению — направьте нам запрос на e-mail: info@ambu.org.ua, или позвоните: +380953046894
Будем рады видеть Вас среди участников наших следующих мероприятий.
Telegram | Facebook | Site | Linked In
Эта публикация была подготовлена в рамках проекта Поддержка «Общественной инициативы «За честную и прозрачную таможню» при содействии Европейского Союза, который реализуется Институтом экономических исследований и политических консультаций. Содержание этой публикации является исключительной ответственностью Ассоциации таможенных брокеров Украины и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.