Доклад профессора., к.е.н. Баширова И.Х., на Международной конференции


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ
ТАМОЖЕННЫХ БРОКЕРОВ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Баширов И. Х.
Осипенко Н. И.
Писаренко Т. П.
Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени М.Туган-Барановского

Как известно, согласно действующему в Украине таможенному законодательству, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Украины, подлежат декларированию таможенному органу. Декларирование - это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Ее суть заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу сведений о товарах
и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Украины.

Любая организация, которая хоть раз сталкивалась с таможенным оформлением, знает, что таможенная очистка товаров не простая процедура, а цепь сложных и взаимосвязанных операций. Для выполнения этих операций необходимо знание не только таможенного законодательства как такового, но и ряда специфических процедур, выполнение которых является обязательным при заполнении документов, необходимых для таможенного оформления товаров. В то же время, далеко не все декларанты являлись достаточно профессиональными в области таможенного дела. Недостаток профессионализма в этой области зачастую приводил к многочисленным нарушениям таможенных правил, штрафам, конфискациям грузов и т. д.

Даже опытному предпринимателю, субъекту внешнеэкономической деятельности (ВЭД), который всецело поглощен своими производственными проблемами, порой трудно учесть все тонкости соблюдения таможенных формальностей. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев причиной простоев транспортных средств и грузов и несвоевременности отправки товаров таможенными органами является отсутствие специальной подготовки и недостаточно оперативное реагирование участников экспортно-импортных операций на изменения, происходящие в законодательстве. Это неизбежно приводит как субъектов ВЭД, так и таможенные органы к необоснованным материальным, временным и трудовым затратам, что, зачастую, влечет за собой нарушение законодательства, а порой вынуждает их решать возникшие проблемы противоправными методами. При этом и субъекты ВЭД, и таможенные органы заинтересованы в увеличение грузопотоков, расширении внешнеэкономической деятельности, сокращении времени на выполнение таможенных процедур.

Международный опыт осуществления внешнеторговых сделок показывает, что проблему совместимости рофессиональных возможностей всех участников таможенных процедур могут решить специализированные организации, имеющие достаточную профессиональную подготовку и необходимые материальные ресурсы, в структуру управления которых входит таможенно-брокерский отдел или штатная единица, выполняющая эти функции. В то же время, не все предприятия (субъекты ВЭД) в силу небольших объемов своей производственной и торговой деятельности могут позволить себе содержание в штате профессионального брокера.

В рыночных условиях, под воздействием конкуренции, процессы дифференциации и специализации свойственны всем отраслям экономики. Поэтому, по мере либерализации внешнеэкономической деятельности, стремительного увеличения количества и объемов внешнеторговых операций, развития таможенного законодательства из субъектов ВЭД стали выделяться специализированные структуры, в задачи которых входило консультирование участников экспортно-мпортных операций в области таможенного законодательства и оформление товаров и транспортных средств на коммерческой основе. Такая специализация сразу принесла положительные результаты. Во-первых, с таможенными органами стали работать профессионалы в области таможенного законодательства, что обеспечило сокращение количества нарушений таможенных правил, простоев грузов и т.д. Во-вторых, участникам ВЭД была предоставлена возможность не оформлять свои грузы самостоятельно, а поручить это профессионалам, тем сам избавить себя от риска нарушения таможенных правил, простоев груза, резмерной оплаты услуг складов временного хранения и т.д.

С момента появления подобных структур в таможенном законодательстве Украины многое изменилось: введен в действие Таможенный кодекс, появились новые специальные виды контроля, произошли серьезные изменения в процедуре таможенного оформления.

Это послужило причиной учреждения в Украине института таможенных брокеров, который должен был аккумулировать положительный опыт деятельности декларантов устранив при этом его отрицательные стороны. Следует отметить, что институт таможенных брокеров, созданный в интересах как таможенных органов, так и в интересах участников ВЭД, нисколько не ущемляет право последних на самостоятельное осуществление таможенного оформления собственных грузов. У них всегда есть право выбора - производить таможенное оформление самостоятельно или обратиться к профессиональному брокеру.

Таможенные органы, учреждая институт таможенных брокеров на базе сложившегося рынка посреднических услуг, тем самым создали буферную зону, которая в случае необходимости может выступать гарантом уплаты таможенных платежей в бюджет, а так же позволяет значительно ускорить процесс таможенного оформления.

Практический опыт показывает, что функционирование института таможенных брокеров дает возможность сократить количество участников ВЭД, имеющих непосредственный контакт с таможенными структурами, в результате чего уменьшается потенциальная возможность каких-либо незаконных действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

Таким образом, значение таможенного брокера для участников ВЭД очевидно. Таможенный брокер избавляет представляемое им лицо от сложной операции по таможенному оформлению, что экономит предпринимателю время, ограждает его от выплаты штрафов за нарушения таможенных правил, взыскания необоснованных платежей за простой грузов на складах временного хранения. В совокупности это способствует экономии финансовых, материальных и трудовых ресурсов участника ВЭД, ускорению оборота капитала и, как следствие, увеличению объема прибыли.

При этом хотелось бы отметить, что введение института таможенных брокеров было необоснованно затянуто (что, к сожалению, является скорее правилом, чем исключением в современном украинском законотворчестве). Уже в таможенном кодексе 1993 года был определен правовой статус таможенного брокера, но лишь в 1996 году было подготовлено Положение о таможенном брокере, а через два года выпущены подзаконные акты, позволившие с 1 января 1999 года ввести институт таможенных брокеров. Таким образом, с момента учреждения и начала реальной работы института таможенных брокеров прошло 9 лет.

В совершенствовании национального законодательства, регламентирующего деятельность таможенных брокеров, активное участие принимала Ассоциация таможенных брокеров Украины, которая объединила под своей эгидой наиболее подготовленных и добросовестных декларантов, таможенных перевозчиков и владельцев складов временного хранения, таможенных складов.

Сегодня таможенный брокер может участвовать в разработке и реализации таможенной политики и таможенного законодательства, вовремя отслеживать институциональные и нормативные акты в области таможенного дела, и давать по ним свои заключения. Практическими шагами в этом направлении стало подписание соглашения о сотрудничестве между Государственной таможенной службой Украины и Ассоциацией таможенных брокеров Украины. В этом соглашении были определены направления взаимодействия сторон:

  • разработка мер и создание условий для ускорения внешнеторгового оборота;
  • совершенствование системы мер, обеспечивающих соблюдения законодательства;
  • популяризация украинского таможенного законодательства
  • Ассоциация, в свою очередь, приняла на себя следующие обязательства:

  • обобщение, анализ и разработка путей и методов совершенствования услуг таможенных брокеров;
  • сбор, анализ и предоставление информации, касающейся технологий таможенного оформления, применяемых в мировой практике;
  • привлечение ресурсов к организации и развитию систем электронного обмена данными между участниками ВЭД, таможенными брокерами и таможенными органами с перспективой создания единой информационной сети.
  • Из вышесказанного следует сделать вывод, что не только таможенные органы влияют на институт таможенного брокера, но и сами таможенные брокеры оказывают активное воздействие на эффективное осуществление таможенного дела в Украине.

    Вступление Украины во Всемирную торговую организацию в мае текущего года, как известно, должно стать новой точкой отсчета в деятельности многих субъектов рынка, осуществляющих ВЭД. Изменение условий их функционирования, естественно, не могут не отразиться на деятельности тех структур, которые, не осуществляя непосредственно экспортно-импортные операции, выступают весьма значимым фактором обеспечения их эффективности. Одно из ведущих мест среди таких структур занимают таможенные брокеры.

    На данный момент в Украине действует целый ряд законодательных актов, регулирующих деятельность таможенных брокеров, включая Киотскую конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 01.01.1973г., Таможенный кодекс Украины № 92 - IV от 11.07.2002 г., Закон Украины "О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности" № 1775 - ІІІ от 01.02.2000 г. и целый ряд других. По оценкам специалистов - представителей предприятий-членов Ассоциации таможенных брокеров Украины, на сегодняшний день в Украине существует абсолютно нормальный механизм государственного регулирования посреднической деятельности таможенных брокеров - лицензирование. Эту позицию озвучил директор Ассоциации Мироненко Н. В., на заседании, посвященном обсуждению проблем и перспектив развития деятельности таможенных брокеров после вступления Украины в ВТО, состоявшемся 6 августа 2008 года. Более того, такой механизм, как показал анализ действующего национального законодательства, проведенный правоведами, никоим образом не противоречит международным принципам и соглашениям.

    Одним из принципов функционирования Ассоциации таможенных брокеров Украины является абсолютная прозрачность их деятельности. Ярким подтверждением этого служит активное обсуждение проектов законодательных актов и других документов, касающихся практических аспектов функционирования таможенных брокерских структур, например, проекта Приказа ГТСУ "Об утверждении порядка деятельности таможенных брокеров и их представителей". Деятельность Ассоциации относительно обсуждения содержания этого документа заключалась не только в информировании своих членов о ходе дискуссий, но и в организации встреч с сотрудниками Государственной таможенной службы Украины, консультаций с квалифицированными правоведами, проведении коллективных обсуждений данного документа, анализе возможных позитивных и негативных последствий его вступления в силу и др. Результатами этих действий стали следующие положения.

    Согласно Киотской конвенции, которая на данный момент выступает как часть национального законодательства Украины, Государственной таможенной службе Украины предоставлено право определять только условия, при которых третья сторона (в данном случае - таможенные брокеры) не допускается к участию в таможенных операциях (стандартное правило 8.6 Общего приложения). При этом, как надзирающий орган, объективно владеющий информацией о реальных и потенциальных недостатках существующих схем таможенного оформления, ГТСУ имеет право разрабатывать собственные нормативно-правовые акты относительно порядка деятельности таможенных брокеров. Вместе с тем, их вступление в силу может происходить только параллельно с внесением соответствующих изменений в действующие законодательные акты Украины и вступлением в законную силу последних. Однако, вступление в силу Приказа ГТСУ "Об утверждении порядка деятельности таможенных брокеров и их представителей" с 03.11.2008 года, как это предусмотрено проектом, приведет к конфронтации Порядка с целым рядом действующих законодательных документов.

    Так, в случае вступления в силу Приказа ГТСУ "Об утверждении порядка деятельности таможенных брокеров и их представителей" возникнет ситуация, когда специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела оставляет за собой не только контролирующие функции, но и функции разрешающего или запрещающего характера, что, по сути, выходит за пределы его компетенции.

    Анализ регуляторного влияния, представленный вместе с проектом Приказа ГТСУ "Об утверждении порядка деятельности таможенных брокеров и их представителей", также вызывает ряд вопросов. Так, например, утверждение, что существующий механизм лицензирования деятельности таможенных брокеров абсолютно не решает возникших проблем, достаточно спорно. Успешное существование в Украине института таможенных брокеров и эффективная работа их в качестве посредников между субъектами ВЭД и таможенными органами служит тому подтверждением.

    При этом в представленном анализе сказано - и против этого никто не возражает - что таможенные органы, реализуя таможенную политику Украины, должны создавать благоприятные условия для ускорения товарооборота и пассажиропотока через таможенную границу Украины.

    Предполагается, что вступление в силу Приказа ГТСУ "Об утверждении порядка деятельности таможенных брокеров и их представителей", будет способствовать упрощению механизма государственного регулирования деятельности таможенных брокеров и их представителей, унификации отношений таможенных брокеров с таможенными органами Украины и созданию благоприятных условий для осуществления таможенными брокерами деятельности в сфере таможенных отношений. При этом, действительно можно ожидать сокращения объема процедур, связанных с осуществлением механизма государственного регулирования деятельности таможенных брокеров. Однако, для самих брокеров проблем может оказаться значительно больше. Тем более, что высокий уровень контроля со стороны государства (собственно, уровень контроля вообще) никак не должен отражаться на качестве деятельности таможенных брокеров; в процессе осуществления своей деятельности они в любом случае должны соблюдать все установленные нормы.

    Так, например, в соответствии с проектом Приказа "Об утверждении порядка деятельности таможенных брокеров и их представителей", для декларирования таможенным органам товаров, таможенному брокеру необходимо, помимо заключения соответствующего договора с собственником товаров, иметь в своем штате (или заключить соответствующее трудовое соглашение) с лицом, имеющим квалификационное удостоверение представителя таможенного брокера. Такое удостоверение физическому лицу выдается учебным заведением таможенной службы Украины после успешной сдачи им экзамена. Однако, в этом случае проблемным, на наш взгляд, будет вопрос о сроках сдачи экзамена в силу их слабой конкретизации. Так, в соответствии с проектом, решение о назначении даты экзамена принимается, исходя из его целесообразности и количества поданных заявлений. Кроме того, представитель таможенного брокера каждый раз должен подтверждать соответствие своих знаний в случаях существенных изменений в законодательстве; решение о том, что такие изменения произошли, принимает ГТСУ. Но этот процесс слабо прогнозируется, и это существенно затруднит планирование деятельности как самого таможенного брокера, та и его представителя.

    Предложенный к обсуждению законодательный акт не отражает также механизма разрешения ситуации, когда декларант отказывается от посредничества таможенного брокера. В проекте Приказа ничего не сказано о том, есть ли необходимость предприятиям-субъектам ВЭД получать какие-либо разрешительные документы для осуществления таможенного оформления в собственных интересах (то есть своего собственного товара). В случае, если порядок осуществления таможенных операций для субъектов ВЭД остается без изменений, есть вероятность, что потребность в услугах таможенных брокеров сократится.

    Поэтому, по нашему мнению, необходимо создать такие законодательные условия, которые бы позволяли нормально функционировать таможенным брокерам и обеспечивать гарантии поступления таможенных платежей в бюджет.

    В условиях развития межгосударственного сотрудничества особое значение приобретает соблюдение и реализация государствами положением общепризнанных норм и стандартов международного права. В области таможенного дела актуальной на сегодняшний день проблемой является обеспечение безопасности транснациональных торговых операций и предотвращение коммерческого терроризма. В этом контексте весомую роль могут сыграть так называемые Рамочные стандарты, рассмотренные и одобренные на 105/106 сессии Международной таможенной организации, состоявшейся 24 июня 2005 года. Их суть заключается в создании такой таможенной инфраструктуры, которая коррелировала бы с системой таможенного контроля, обеспечивающей эффективный и быстрый процесс таможенного оформления грузов. Всего разработано 17 стандартов, образующих две группы. К первой группе относятся 11 стандартов, которые содержащат рекомендации по развитию сотрудничества между таможенными администрациями государств -членов Всемирной таможенной организации. Ко второй группе отнесено 6 стандартов, касающихся развития сотрудничества между таможенными администрациями и предпринимательской общественностью.

    Одной из ключевых фигур, способных реализовать нормы указанных стандартов, в соответствии с п. 2.3 Рамочных стандартов безопасности и упрощения мировой торговли, является уполномоченный экономический оператор, в качестве которого может выступать именно таможенный брокер. Это положение также вытекает из функций, которые должен выполнять уполномоченный экономический оператор. Основным направлением здесь может стать разработка и внедрение механизмов, позволяющих таможенным брокерам более оперативно оформлять товары и транспортные средства, то есть наполнение конкретным содержанием Рамочных стандартов второй группы, раскрывающих принципы развития сотрудничества между таможенными органами и предпринимательским сообществом.

    Для этого таможенным брокерам совместно с таможенными органами необходимо разработать специальный упрощенный вариант оформления товаров для таможенных брокеров, с меньшей степенью контроля и с большей оперативностью, с активным применением современных информационных технологий, компьютерных сетей и т.д. Этот механизм может быть построен на использовании системы учета различных показателей, характеризующих деятельность таможенных брокеров (опыта работы, объемов и характера оформляемых грузов, количества совершенных нарушений, степени сотрудничества с таможенными органами, репутации и др.).

    В подобной ситуации, когда прилагаемые усилия должны быть совместными и носить комплексный характер, неоценимой будет роль Ассоциации таможенных брокеров Украины, которая сможет аккумулировать и обобщать предложения всех заинтересованных структур; оказывать им методическую и организационную поддержку; информировать обо всех происходящих изменениях. Кроме того, активно сотрудничая с организациями самого разного профиля, Ассоциация сможет обеспечить своим членам консультационную поддержку со стороны юристов, предпринимателей, научной общественности и других так или иначе заинтересованных сторон.

    Мы считаем, что только тесное взаимодействии таможенных органов с таможенными брокерами в лице Ассоциации таможенных брокеров Украины может привести к скорейшему интегрированию таможенных брокеров в процесс таможенного оформления, а так же к эффективной работе околотаможенной инфраструктуры, отвечающей требованиям Международных соглашений, обеспечивающих гармоничное развитие мировой торговли.