Проблемы при таможенном декларировании товаров

Александр Терещенко, юрист, Юридической фирмы AEQUO

Несмотря на все усилия правительства улучшить процесс декларирования и таможенного оформления, импортировать товар в Украину не становится намного проще. Это подтверждается, в частности, тем, что Украина не делает значительных улучшений в рейтингах простоты торговли и таможенного оформления. Незначительные позитивные изменения происходят, но их нельзя назвать системными.

Принимая во внимание, что (а) после вступления в ВТО Украина значительно уменьшила ставки ввозной таможенной пошлины и продолжает делать это согласно своему графику тарифных уступок; (б) с каждым годом количество условно начисляемых таможенных платежей при ввозе товаров растет (т. е. когда платежи начисляются, но фактически не уплачиваются в бюджет, например при временном ввозе по карнету АТА); (в) в этом году погашение внешнего государственного долга потребует значительных средств, фискальные органы пытаются активно пополнять государственный бюджет за счет субъектов ВЭД путем доначислений во время таможенного оформления, а также посредством постаудитов уже после выпуска товара в свободное обращение.

Под усиленное внимание попали следующие вопросы: (а) правильность классификации импортируемых/экспортируемых товаров; (б) правильность задекларированной таможенной стоимости (например, включение роялти, транспортных, страховых и иных затрат в таможенную стоимость), ее надлежащее документальное подтверждение и своевременность уплаты таможенных платежей; (в) соблюдение условий предоставления тарифных преференций; (г) правильность определения страны происхождения товаров и ее подтверждения надлежащей документацией.

В настоящей статье мы остановимся на 2-х наиболее проблемных аспектах декларирования: определение таможенной стоимости и подтверждение страны происхождения.

Подтверждение правильности задекларированной таможенной стоимости (ТС)

Надлежащее определение ТС импортируемого товара является важным вопросом для импортера, так как для таможенных целей ТС является базой начисления таможенных платежей. Поскольку ТС является общей суммой всех платежей, которые осуществляются или должны быть осуществлены прямо либо косвенно покупателем импортируемых товаров продавцу как условие продажи товара на экспорт, к ТС не прибавляются: дивиденды (это не цена за товар, а прибыль), проценты по финансовым договорам как лизинг, кредит (при определенных условиях, поскольку это плата за использование средств, а не за товары), расходы по маркетингу, рекламе, а также услуги монтажа, установки товара после ввоза (при определенных условиях, поскольку это плата за услуги, а не за товары), перепродажа на внутреннем рынке (поскольку нет продажи на экспорт), обучение персонала импортера (если это право, а не обязанность импортера) и т. п.

Следует отметить, что украинское законодательство в целом соответствует мировым стандартам и является довольно прогрессивным. Однако проблемы с декларированием в Украине связаны не с законодательством, а с неправильным его применением.

В частности, для сравнения цен импортируемого товара таможенники активно используют внутреннюю базу ценовой информации, обязательный статус которой на законодательном уровне не определен. В соответствии с Таможенным кодексом Украины (ТКУ) таможенная стоимость – это цена, фактически уплаченная или подлежащая фактической оплате за товар, т. е. не теоретически возможная сумма, взятая из предыдущих статистических данных (таможенной Центральной базы данных (ЦБД)), а только фактическая оплата за данный конкретный товар. Потому на практике "правильная" стоимость часто определяется инспекторами по цене аналогичных (подобных) товаров, ввезенных в страну в течение предыдущих 90 дней.

Наш прогноз не утешителен: в целях наполнения бюджета таможенные органы Украины будут продолжать использование "внутренней" базы ценовой информации, а следовательно ожидать значительных позитивных изменений в части определения таможенной стоимости не стоит.

Следует отметить, что согласно ТКУ взаимосвязанность сторон автоматически не исключает применения метода определения ТС по цене контракта. В случае отсутствия обоснования таможенного органа того, что взаимосвязь сторон повлияла на цену, считается, что стороны не связаны.

Для подтверждения отсутствия взаимосвязи между продавцом и покупателем в отношении задекларированной таможенной стоимости по требованию таможенного органа представляются:

1) выписка из бухгалтерских и банковских документов;

2) справочная информация о стоимости в стране-экспортере товаров, являющихся идентичными и/или подобными;

3) расчет цены (калькуляция себестоимости).

Кроме того, согласно ТКУ лицо, являющееся единоличным агентом, дистрибьютором или концессионером также автоматически не считается связанным с поставщиком.

Таможенный орган может отказать в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости исключительно при наличии обоснованных оснований считать, что заявлены неполные и/или недостоверные сведения о таможенной стоимости (например, неправильный расчет, непредставление основных документов, несоответствие выбранного метода условиям его применения, наличие у таможенных органов информации других стран о недостоверности таможенной стоимости). Дополнительные документы таможенный орган может требовать (подаются в течение 10 календарных дней), только если представленные документы (а) содержат расхождения, (б) имеются признаки подделки или (в) не содержат всех данных в соответствии с выбранным методом определения таможенной стоимости.

Таможенный орган обязан предоставлять письменную информацию о (а) причинах, по которым заявленная таможенная стоимость не может быть признана, (б) порядке и методе определения таможенной стоимости, оснований осуществления корректировки таможенной стоимости. Если таможенный орган не может аргументированно письменно обосновать свою позицию, заявленная декларантом таможенная стоимость считается признанной автоматически.

Чтобы максимально обезопасить себя от возможных претензий со стороны фискальных органов, импортеру необходимо заблаговременно подготовить как можно более полный комплект документов, который поможет подтвердить ТС. Кроме обязательных документов (грузовой таможенной декларации (ГТД), декларации таможенной стоимости, карточки аккредитации, разрешительных, товаросопроводительных документов и т. д.), такой пакет документов в идеале должен содержать:

– контракт со всеми спецификациями и дополнениями (закупка у непосредственного производителя по так называемому прямому контракту значительно упрощает жизнь декларанту);

– счет-фактуруа – желательно от производителя, а не посредника (в идеале также с отметкой таможни о пересечении границы);

– калькуляцию себестоимости товара от производителя (в определенных случаях – например, между связанными лицами – такую калькуляцию требует отдел тарифов, но, поскольку она является коммерческой тайной, часто подготовка калькуляции невозможна);

– справку о транспортных расходах, договор, заявку, счет от перевозчика либо экспедитора;

– копии уставных либо иных документов, подтверждающих отсутствие взаимосвязанности сторон контракта;

– копию экспортной ГТД (желательно с отметкой иностранной таможни);

– заключение экспертной организации о цене импортируемого товара (в большинстве случаев Госвнешинформ либо ТПП);

– документы, подтверждающие предоплату на сумму счета (если по условиям договора предусмотрена предоплата);

– каталоги, прайс-листы фирмы-производителя или производителей аналогичной продукции;

– официальные издания (журналы, каталоги, обзоры цен), а также информацию с сайтов;

– страховой полис (если товар застрахован);

– копии предыдущих ГТД, оформленных на аналогичные товары.

Лучше потратить больше времени на этапе подготовки ВЭД-сделки и относительно спокойно пройти все таможенные процедуры, чем потом нести огромные расходы во время простоя транспорта, судебных споров с фискальными органами и т. п.

Если же собрать максимально полный пакет указанных выше документов невозможно либо фискальные органы все равно сомневаются в правильности задекларированной ТС, у субъекта ВЭД есть несколько вариантов.

Во-первых, субъект ВЭД может задекларировать и выпустить товар в свободное обращение под гарантию уплаты в государственный бюджет сумм налогов и сборов в соответствии с ТС, определенной таможенным органом (оформление согласно ст. 55 ТКУ). После выпуска товара декларанту необходимо собрать недостающие документы и подтвердить правильность ТС импортируемого товара. В таком случае фискальные органы должны будут вернуть сумму переплаты. Однако у данного метода есть один существенный недостаток – вымывание оборотных средств у субъектов ВЭД, так как его применение требует уплаты больших средств, нежели импорт по цене контракта. Кроме того, на практике фискальные органы редко соглашаются с правильность ТС декларанта, что, как правило, требует обращения в суд.

Во-вторых, импортируемый товар можно разместить на складе временного хранения (СВХ) без оформления ГТД либо лицензионном складе (ЛС). Данный метод, хоть и является выходом из описанной ситуации, на практике связан с необходимостью оплаты услуг по хранению товара. От таможенного контроля освобождается лишь транспортное средство. Распоряжаться товаром субъект ВЭД сможет, лишь когда урегулирует проблемные вопросы с таможней. Следовательно, такой вариант подходит только, если у импортера есть свой СВХ/ЛС и товар не является скоропортящимся.

И, наконец, если у импортера недостаточно средств для размещения товара на складах либо уплаты налогов по стоимости таможни, остается только вернуть товар отправителю. Для этого необходимо подать в таможню обоснованное заявление в произвольной форме с просьбой разрешить вывоз неоформленного товара в режиме "транзит". В таком случае обязательные платежи не взымаются.

Признание недействительным сертификата происхождения товара

Заключенные Украиной соглашения о свободной торговле (ССТ) предусматривают, что при условии подтверждения страны происхождения импортируемые товары не облагаются ввозной таможенной пошлиной.

Документом, подтверждающим страну происхождения, является сертификат происхождения. Поскольку предоставление сертификата приводит к уменьшению базы налогообложения импортируемого товара, наряду с поднятием таможенной стоимости фискальные органы часто по формальным причинам признают недействительными сертификаты происхождения, что приводит к дополнительной финансовой нагрузке на импортера.

Для обоснования отказа преференциального режима мы встречали довольно креативные подходы таможенников. Например, в одном случае сертификат был признан недействительным из-за якобы невозможности идентифицировать на нем оттиск печати таможенного органа другого государства (хотя оттиск печати был достаточно четким), в другом – сертификат якобы был неправильно заполнен и т. п.

Во избежание таких ситуаций необходимо тщательно подходить к заполнению граф и оформлению самого сертификата. Все графы должны быть заполнены в строгом соответствии с требованиями ССТ (пустые графы должны быть вычеркнуты), а печати уполномоченных органов – четкими и разборчивыми. Кроме того, лучше действовать на упреждение и вместе с сертификатом подавать акт экспертизы торгово-промышленной палаты либо другого уполномоченного органа, который будет подтверждать данные, указанные в сертификате. В случае возникновения сомнений в безупречности сертификата или содержащихся в нем сведениях таможенный орган может отправить сертификат на верификацию (проверка подлинности), которая может длиться до 6 месяцев. В таких случаях, чтобы выпустить товар в свободное обращение, импортер вынужден оплатить таможенную пошлину, от уплаты которой должен был освободить сертификат.

Также следует помнить, что даже после признания сертификата происхождения недействительным в течение 1 года с даты таможенного оформления импортер, получив новый сертификат, может обратиться в таможенный орган с просьбой восстановить режим наибольшего благоприятствования и вернуть ему ранее уплаченную таможенную пошлину.

ВЫВОД:
Надеемся, что вышеуказанные рекомендации помогут импортерам избежать проблем при таможенном декларировании товаров либо свести к минимуму негативные последствия при возникновении таковых.
Источник: MDoffice